«Не лишайте ребенка детства» – склоняет старшее поколение своих детей, переживая за психоэмоциональное состояние любимого внука или внучки. Но современные родители находят все новые кружки, секции для своего непоседы, настойчиво объясняя бабушкам и дедушкам необходимость всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. А сколько же негодования вызывает новость о том, что непослушные дети устраивают внука в билингвальный сад. Это же непосильные для ребенка нагрузки! В школе будет учить английский! Впереди вся жизнь! Пусть наиграется, пока есть возможность!
Знакомая история? Многие из тех, кто получал среднее образование в 70-80-е годы, не понимают смысл раннего обучения детей. Но и некоторая часть молодых родителей уверены в том, что до школы ребенок должен отдыхать и ни в чем не нуждаться. Так с какого же возраста лучше начинать учить английский ребёнку?
Каждый родитель беспокоится о будущем своего чада. Но будущее малыша зависит от навыков, которые он получает до семи лет. Это основа для дальнейшего развития. И, чем крепче эта основа, тем больших успехов ребенок достигнет в будущем. Поэтому изучение иностранного языка лучше начинать в раннем возрасте, когда малыш как губка впитывает новые для него знания.
Зачем ребенку учить иностранный?
О том, стоит ли начинать учить иностранный в дошкольном возрасте, написано много научных статей, в большинстве своем психологи, врачи и педагоги пришли к мнению, что обучение второму языку не навредит, но даже окажет пользу малышу. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому обучение нужно начинать в то время, когда он будет готов получать новую информацию. Беспроигрышный вариант – освоение языка в естественных условиях.
Если живете в Москве и не планируете в ближайшее время переезжать в страну, где коренное население разговаривает на английском, нужно искать двуязычную среду в России. Посещения несколько раз в неделю кружка, где с малышами проводит занятия учитель английского, дает только общее представление о языке. Чтобы ребенок получил хорошие базовые знания иностранного, нужно поместить его в билингвальную среду, организованную в детском саду.
Большинство современных родителей штудируют информацию в интернете, чтобы выяснить с какого возраста ребенку начинать учить английский. В сети есть масса научных статей, отзывов родителей об эффективности раннего обучения. Взвесив все плюсы и минусы, они помещают малыша в двуязычную среду, где воспитанники осваивают параллельно два языка: родной и иностранный. Родители осознают тот факт, что обучение будет длиться все детство, юность, а полученные в детстве навыки билингв будет совершенствовать в течение всей жизни. Нужно ли это ребенку?
Причин освоить иностранный несколько:
- Развиваются когнитивные способности. Билингвы обладают лучшей памятью, гибким мышлением, умеют концентрировать внимание на том, что важнее на данный момент, анализировать ситуацию и делать правильные выводы. Они быстро усваивают новую информацию, раскладывают ее по полочкам и используют по мере необходимости. У билингва мозг работает активнее, чем у монолингва. Необходимость запоминать вместо одного два названия предмета, осваивать грамматические правила двух языков, быстро переключаться с русского на английский и наоборот, очень хорошо тренирует мозг;
- Полученные в раннем возрасте знания позволяют хорошо учиться в школе, поступить в престижный ВУЗ. Билингвам не нужны репетиторы, дополнительные занятия в школе, чтобы на отлично выполнять задания преподавателей;
- Дошкольная образовательная программа отличается от школьной способом подачи информации. В раннем возрасте дети осваивают язык естественным путем. Они не сидят за партами, постигая новые знания, не выполняют домашние задания. Воспитанники сада находятся весь день в окружении людей, способных разнообразить их жизнь. Будущие билингвы не осознают каким образом в их лексиконе появляются новые слова, как у них получается находить общий язык со взрослыми и сверстниками, разговаривающими на иностранном;
- Хорошая база для развития языковых навыков. Желание родителей вырастить билингва не всегда совпадают с планами судьбы. Если освоение английского ограничится дошкольным образованием, то даже во взрослом возрасте можно продолжить учебу. Она будет даваться легче, чем человеку, знающему английский на уровне школьной программы. Знание английского языка откладывается и вспоминается при необходимости. В дошкольном возрасте формируется способность к обучению языкам, поэтому билингвы продолжают учить иностранные и становятся полиглотами;
- Развитие способностей к гуманитарным и точным наукам. К окончанию школы ребенок точно знает в какой ВУЗ поступать и в какой сфере хочет работать. У него широкий кругозор и большие перспективы;
- Билингв легко находит свой круг общения. Он вписывается в любой коллектив, находит друзей, умеет договариваться с коллегами и партнерами по бизнесу;
- Есть возможность читать в оригинале художественную литературу англоязычных авторов, использовать научные статьи, изложенные на международном языке. Билингвам легко завязывать знакомства с иностранцами. Знание международного языка позволяет путешествовать по миру, быстро адаптироваться в эмиграции;
- Быстрый карьерный рост, достойная зарплата, независимость.
У билингва больше возможностей устроить свою жизнь так, как он этого хочет. Но чтобы стать билингвом, нужно начинать учить английский в раннем возрасте. Погружение малыша в билингвальную среду в то время, когда формируются языковые функции, позволяет добиться отличных результатов в усвоении двух языков (родного и иностранного) одновременно.
Без знания международного языка сложно сориентироваться в тонкостях ведения бизнеса с иностранными партнерами, общаться с коллегами в научных кругах, путешествовать по миру. Вся современная научная литература написана на языке, который изучают во всех странах, все договора с иностранными компаниями заключаются на английском. Туристу проще найти самые интересные места в неизвестной стране, если он владеет международным языком. Знание иностранного расширяет кругозор, а процесс изучения улучшает мозговую активность.
Когда лучше начинать?
Учить английский никогда не поздно, но взрослому человеку постигать азы английского сложнее, чем ребенку. Люди, решившие начать учить иностранный в зрелом возрасте ясно видят цель, стремятся к ее достижению, но одних подводит память, другим не хватает гибкости мышления. Ребенок использует иностранные слова по мере необходимости. У него одна цель – добиться взаимопонимания с окружающими его людьми. Освоение нового способа общения происходит естественным путем.
Так с какого же возраста начинать учить ребенка английскому языку? Ответить на этот вопрос, однозначно нельзя. Все дети индивидуальны, но есть несколько общих возрастных особенностей, которые стоит учитывать родителям, которые хотят вырастить билингва:
- С рождения до двух-трех лет мозг ребенка настроен на получение новой информации. Чтобы понять, как мозг малыша воспринимает появление в лексиконе новых иностранных слов, проводились исследования в области нейрофизиологии. За реакцией малышей на билингвальную среду наблюдали детские психологи. Ребенок легко учит два языка, если растет в двуязычной семье. Освоение иностранного в этом возрасте происходит на подсознательном уровне. Ежедневное погружение ребенка в билингвальную среду позволяет вырастить всесторонне развитую личность, обладающую выдающимися интеллектуальными способностями. Чтобы воспитать билингва в семье, в которой английским владеют на уровне школьной программы, нужно подобрать билингвальный детский сад с ясельной группой. Малыш в раннем возрасте копирует все звуки, интонации, поэтому должен слышать чистое произношение. Образовательная программа двуязычного садика рассчитана на обучение детей разных возрастов;
- С трех до пяти лет малыши более осознанно относятся к обучению. Большинство педагогов рекомендуют начинать обучение после двух с половиной лет. К трем-четырем годам дети уже получили хорошие речевые навыки родного языка и пришло время пополнять словарный запас иностранными словами. Они научились концентрировать внимание, больше времени могут уделять одному занятию, еще не боятся сделать ошибку и негативную реакцию на нее со стороны взрослых и сверстников. Так с какого возраста изучать английский язык ребенку: до трех или после? Что бы ни советовали ученые умы, окончательное решение принимают родители, учитывая характер и склонности своего чада;
- С шести до десяти лет дети уже осознают цели и задачи обучения. Они меньше путаются в словах из разных языков, но боятся сделать ошибку и осуждения со стороны взрослых;
- После десяти лет детям сложнее справиться с языковым барьером. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому испытывают страх общения на иностранном языке, мысленно переводят, а потом озвучивают фразу. Школьники загружены учебой, поэтому не могут всецело погружаться в изучение одного предмета. Но учить английский полезно в любом возрасте. Можно найти для ребенка курсы английского, если школьная программа не дает желаемых результатов. Освоение иностранного помогает развивать память, мышление, расширять свой кругозор.
В каждой семье царит особая атмосфера, созданы комфортные для всех домочадцев условия жизни. Чтобы воспитать билингва, нужно немного изменить привычные устои. Поэтому решать с какого возраста ребенку изучать английский нужно на семейном совете. Процесс обучения коснется каждого члена семьи, независимо от того, хочет ли он повышать свой уровень владения иностранным. Осваивать новый способ общения придется всем, а руководить процессом будет маленький билингв, закрепляющий полученные в детском саду навыки на родителях, сестрах, братьях, дядях, тетях, бабушках и дедушках. И никто не сможет уйти от необходимости выучить новые слова, чтобы понимать, о чем рассказывает им малыш.
Как выбрать детский сад?
У каждой образовательной программы есть обратная сторона, которую родители увидят только спустя некоторое время после начала обучения. Поэтому не стоит спешить с выбором детского сада.
В билингвальном дошкольном учреждении созданы идеальные условия для освоения иностранного языка. Эффективность обучения во многом зависит от квалификации преподавателей, профессионализма персонала детсада.
Перед подачей документов нужно:
- Посетить дошкольное учреждение;
- Поговорить с психологом, педагогами;
- Задать организационные вопросы администрации;
- Лично посмотреть, где воспитанники занимаются, спят, играют, кушают и т.д.;
- Ознакомиться с меню;
- Поговорить с родителями воспитанников;
- Почитать отзывы в интернете.
Но в первую очередь нужно решить для себя: готовы ли вы к переменам. Воспитание ребенка билингва требует от родителей выполнения рекомендаций педагогов, всесторонней поддержки желания малыша освоить новый для него способ общения. Нельзя заставлять его учить второй язык, ставя в пример сверстников. Нужно найти способ заинтересовать, вовлечь в игру с массой вопросов и ответов. От того, как малыш воспримет появление в его лексиконе первых новых слов и выражений, зависит эффективность дальнейшего обучения.
Что делать, если ребенок отказывается учиться?
Можно ли предвидеть поведение малыша в незнакомой среде? Многие родители думают, что ошиблись, принимая решение с какого возраста отдавать ребенка на английский, поэтому ему сложно адаптироваться в билингвальной среде. Но в основном причина нежелания осваивать новый способ общения в негативном опыте, неуверенности в себе, нарушениях развития речи. Отрицание всего нового появляется у детей в возрасте от трех лет и старше. Преодолеть страхи ребенка помогают опытные педагоги, психологи. Часто дети замыкаются из-за речевых недостатков. Для решения этих проблем требуется участие логопеда.
Чем младше ребенок, тем меньше проблем при изучении английского языка. Он запоминает новые звуки, слова в процессе игры, импровизирует, используя их в разных ситуациях. У малышей развивается часть головного мозга, отвечающая за речевые функции. Раннее обучение избавляет от массы проблем, с которыми можно столкнуться, если начинать учить иностранный в школе.