Если судьба забросит человека в другую страну и лишит возможности разговаривать на родном языке, ему придется учить иностранный, чтобы выжить в новой среде. Но маловероятно, что он станет билингвом. Билингвизм зарождается в то время, когда малыш осваивает разговорную речь. Слова на родном и иностранном языках ребенок запоминает одновременно, учится их использовать в предложениях, быстро переключаться с одного языка на другой при общении. Когда оба языка ребенок воспринимает как родные, можно сказать, что зерно билингвизма прижилось в подсознании.
У некоторых детей возникают речевые нарушения, которые мешают разговаривать на двух языках. Чтобы исключить появление проблем, нужно подобрать для ребенка частный детский сад с логопедом. Логопеды сотрудничают с преподавателями, психологами, воспитателями, медработниками, родителями. Взаимодействие с окружением малыша помогает быстро выявить и устранить нарушения речи.
Стоит ли учить иностранный?
Половина населения земного шара владеет двумя и более языками. Это необходимость, позволяющая общаться между собой гражданам одной страны, принадлежащим разным народностям. Но какой бы огромной и самодостаточной ни была страна, для нормального развития экономики ей нужно выходить на мировую арену. Поэтому во всех сферах народного хозяйства востребованы специалисты, в совершенстве владеющие международным языком.
Иностранный учат в каждой школе, но стандартная школьная программа не рассчитана на воспитание билингва. Есть только один действенный способ вырастить из своего ребенка настоящего билингва – поместить его в билингвальную седу. Для этого необязательно выезжать из России. Достаточно оформить ребенка в билингвальный детский сад.
В дошкольном возрасте параллельно с освоением второго языка развиваются и другие способности:
- Коммуникативные. Полученные в дошкольном возрасте навыки общения с людьми из разных языковых сред помогут быстро адаптироваться в любом обществе;
- Память, логика и гибкое мышление. Запоминая новые слова и фразы, дети тренируют память, а навык быстро переключаться с одного языка на другой помогает отработать способность решать несколько задач одновременно;
- Способности к гуманитарным и точным наукам;
- Расширяется кругозор. Изучая иностранный язык, малыши знакомятся с историей, культурой, бытом народа, для которого он является родным. Дети, воспитанные в билингвальной среде, лишены предрассудков.
Свободное владение международным языком увеличивает шансы на поступление в престижный ВУЗ в Москве, устройство на высокооплачиваемую работу. Но ребенку предстоит проделать грандиозную работу, чтобы овладеть иностранным на уровне носителя. В специализированном дошкольном учреждении должен быть логопед. Дети погружаются в двуязычную среду, что позволяет осваивать иностранный в естественных условиях. Занятия проводят преподаватели-носители языка, поэтому малыши слышат правильное произношение и стараются подражать своим учителям. Но если этот процесс оставить без контроля, впоследствии будет сложно исправить ошибки речи. Цель логопеда в детском саду – помочь малышу преодолеть все трудности, с которыми он столкнется в процессе обучения.
Какие проблемы выявляет логопед?
Современные родители на собственном опыте убедились в том, что знание международного языка позволяет получить достойное образование, быстро расти по карьерной лестнице, хорошо зарабатывать, путешествовать по миру. Ребенку хочется дать возможность реализовать свои мечты в будущем, поэтому они выбирают дошкольное учреждение по качеству оказываемых услуг. Воспитанники билингвального детсада окружены вниманием персонала. Здесь они получают навыки, которые станут базой для дальнейшего развития.
Для каждого ребенка новый коллектив, обстановка, непривычный режим дня – это стресс. Адаптационный период займет некоторое время, но в результате малыши вливаются в билингвальную среду и становятся членами большой дружной компании. В период адаптации в детском саду желательно пройти осмотр логопеда.
Специалист может выявить некоторые проблемы речевого развития, которые нужно устранять:
- Ошибки звукопроизношения;
- Нарушения артикуляции;
- Заикание;
- Ограниченный словарный запас;
- Сложности с построением фраз и предложений.
Что делает логопед в детском саду при выявлении речевых дефектов? Эти проблемы невозможно устранить быстро, поэтому ребенку назначают индивидуальные занятия. При раннем выявлении нарушений речевого развития логопеду легче работать с их устранением. Коррекция речи детей дошкольного возраста помогает избавить их от проблем в период взросления.
Работа логопеда в билингвальном детском саду
Новый член семьи становится центром внимания всех домочадцев. Родители радуются первой улыбке, первому слову, самостоятельному шагу. Когда они замечают неправильное звукопроизношение, ведут малыша в детскую поликлинику на консультацию к логопеду. Этот специалист помогает устранить много проблем с речевым развитием детей.
Но как же здорово, если в выбранном вами частном билингвальном саду уже есть логопед.
Логопед в билингвальном саду занимается:
- Диагностикой нарушений речевого развития. Логопед проводит групповые занятия, выявляет речевые нарушения на ранней стадии. Он предлагает провести обследование ребенка и рекомендует посещение индивидуальных логопедических занятий. План коррекции речи разрабатывается с учетом результатов диагностики и особенностей малыша;
- Адаптацией плана коррекции, разработанного при выявлении проблемы, под текущее состояние. Эффективность работы логопеда зависит от правильно подобранной методики коррекции речи. Специалист фиксирует все изменения, анализирует эффективность разных методик, делает выводы и вносит правки в коррекционную программу;
- Консультированием родителей, педагогов, преподавателей иностранного языка. Устранение речевых дефектов – командная работа. Нескольких индивидуальных занятий в неделю недостаточно для того, чтобы быстро добиться положительных результатов. Если родители и персонал детсада будут следовать рекомендациям логопеда, задачу можно решить вовремя, что очень важно;
- Повышением самооценки и уверенности малыша. Логопед занимается устранением дефектов речи и тем самым помогает ребенку не чувствовать себя “не таким, как все”. Профессиональная поддержка нужна ребенку и его родителям. Родители играют важную роль в создании благоприятной атмосферы в кругу семьи, влияющей на эффективность работы логопеда.
Чтобы корректировать речь ребенка, используются различные методики, доказавшие свою эффективность при работе с детьми, у которых были похожие проблемы. Но для каждого малыша разрабатывается индивидуальная программа, адаптированная под особенности характера, общее состояние здоровья, окружение (семья, воспитатели, преподаватели, дети из группы и т.д.).
Задачи логопеда в детском саду:
- Выявить причину неправильного произношения звуков. К логопедам обращается большинство маленьких пациентов. Есть масса методик, позволяющих устранить речевой недостаток. Логопед в билингвальном саду корректирует произношение звуков;
- Улучшить дикцию у детей с нарушением артикуляции. Специальные упражнения укрепляют мышцы, задействованные при разговоре. Логопед делает с малышами артикуляционную гимнастику, которая похожа на интересную игру. Выполнять задания нужно и дома, чтобы достичь хороших результатов;
- Избавить малыша от заикания. Упражнения от заикания могут оказаться бесполезными, если причина речевого дефекта связана с психологической травмой. Изначально нужно устранить причину, спровоцировавшую заикание, а потом приступать к лечению дефекта речи;
- Пополнить словарный запас ребенка. Недостаток словарного запаса сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша. Ему сложно наладить коммуникацию со сверстниками, которые используют для общения два языка;
- Помочь малышам правильно составлять предложения на родном языке. Малыши осваивают правила грамматики, учатся применять разные конструкции при построении предложений в процессе игры;
- Заложить основу коммуникативных навыков. Во время групповых занятий с логопедом дети учатся спрашивать и отвечать на вопросы, реагировать на различные ситуации, просьбы и т.д… Малыши учатся с помощью слов выражать эмоции, находить друзей.
Специфика работы с детьми в билингвальном садике, отличается от работы логопеда в детской поликлинике. Работа логопеда в билингвальном детском саду направлена в том числе на устранение речевых дефектов, мешающих ребенку осваивать два языка.